Архитектурное чудо времен барокко

Архитектурой, тем более древней, Наманган, конечно же, не сравнится ни со Старой Бухарой, ни с Внутренней Хивой. Но все же и у нас затеряно немало памятников туркестанской старины. Так, по соседству с оживленным рынком «Чорсу» скромно приютился небольшой, но очень интересный памятник архитектуры – мавзолей Хаджи Амина, известный под названием Ходжамны Кабры.

Минарет, как нетрудно заметить, новый, со странным сочетанием «маррокканского» низа и «туркестанского» верха, а вот мавзолей построен во второй половине XVIII века, когда город превратился в один из крупных городов Ферганской долины.

Мавзолей впечатляет, и если не знать, что он построен в те времена, когда на Западе заканчивалась эпоха барокко, можно было бы решить, что он домонгольский. Потому что так строили именно в домонгольской Средней Азии – главным украшением ее зодчества были не мозаика и изразцы утоляющих жажду цветов, а тонкие узоры из терракоты и фигурных кирпичей.

Подлинных домонгольских каменных зданий в Средней Азии осталось немного, как, например, минарет Калян и мавзолей Саманидов в Бухаре, минареты и мавзолеи Узгена и Бураны, Тараза и Таласа, и этот фасад на них очень похож, отличаясь разве что тем, что новее и целостнее.

Имя мастера, построившего памятник, написано рельефными буквами над входом в мавзолей: «Произведение усто Мухаммада Ибрагима сына Абдураима».

Главный фасад здания решен в традиционной форме портала со стрельчатой аркой и фланкирующими колоннами по углам. Портальная арка обрамлена П-образными поясами с чередованием узких и широких лент, заполненных растительными и геометрическими орнаментами. Широкие пояса украшены плитками резной терракоты, узкие – выполнены в технике двухслойной резьбы по алебастру.

Известно, что нижний слой был раньше окрашен в красный цвет и служил фоном для ярко-белой резьбы. В настоящее время оба слоя выглядят одноцветными и почти не отличаются по тону от плиток резной терракоты.

Обращает на себя внимание необычная форма подкупольного барабана в виде двенадцатиконечной звезды, исполненной, впрочем, с большими искажениями. Подобная форма барабана встречается у памятников, увенчанных рубчатыми куполами. По видимому, и над мавзолеем Хаджи Амина предполагалось возвести такой же купол. Но этот замысел остался неосуществленным.

Исполненный вкуса и мастерства декор интерьера мавзолея Хаджи Амина выполнен виртуозно, с большим пониманием целей и средств художественного воздействия. В детализации, как и в общей композиции, сказываются художественная интуиция, чувство ритма и пропорции. При этом целое и части связаны единством стиля. И хотя сюжеты резьбы и росписи выражаются в растительных и геометрических формах, культура орнамента поражает богатством и разнообразием. Вкус художника и мастерство исполнения создали образец утонченного изящества.

Мавзолей Хаджи Амина – прекрасный образец лучших традиций архитектурной школы Ферганской долины. Мухаммад Ибрагим умело развил стилистические приемы архитектуры прошлых столетий и создал незаурядный памятник, намного превзошедший уровень зодчества своего века.

Хотя от всего этого комплекса до наших дней сохранились лишь часть мавзолея, построенная в недавнем прошлом мечеть и молельный зал-террасса, тем не менее, он остается одним из крупнейших и удивительнейших ансамблей средневековой архитектуры, поражающим взор не только величественностью зданий, но и изысканностью их декора, богатством орнамента, в который вплетены изящные каллиграфические надписи.

Геннадий СВИНЦОВ.

Фото автора.