Бережливый курбаши и «раис-бува» упокоился в море

Героя нашего рассказа – Парпишера Исмоилова – трудно причислить к ярым врагам советской власти, но в 1937 году ему пришлось разделить судьбу многих репрессированных.

Парпишер – сын уважаемого в махалле «Колконкулок» массива Чукур куча Исмоилжона-ота просто старался выжить в трудное время, защитить родных и близких. В годы гражданской войны жители одинаково страдали как от продразверсток красных, так и набегов «борцов за свободу», которые целиком зависели от помощи дехкан.

Парпишер создал отряд самообороны, но плохо вооруженные и необученные дехкане не могли противостоять крупным силам, и он договорился с лидером одного из формирований, и тот за мзду не трогал жителей. С красными воевать он не хотел, понимал, что за один выстрел в спину те разнесут кишлак. В отличие от других курбаши он берег людей. Так без особых потерь и потрясений его отряд пережил гражданскую войну.

В годы коллективизации и раскулачивания ходили слухи, что белого царя Николая сверг некий Володя, который хочет объединить бедняков. Все будут жить в коммуне, есть из одного казана, все будет общее, в том числе дети и жены. Эти слухи популярности новой власти не добавляли – кто-то снова брался за оружие, кое-кто бежал в Афганистан и Пакистан, Кашгар. Было и вредительство, ломали деревянные плуги-омачи и пр., травили быков и лошадей. За это могли жестоко наказать.

Парпишер был хорошим организатором, поэтому его избрали председателем колхоза «Тулкин». В его состав входили жители махаллей «Чорсу», «Тахтакуприк», «Кузагарлик», «Лангар», «Хасти хизир». Контора и склад находились на территории нынешнего СГМ «Чинор».

Будучи требовательным и сведущим в сельском хозяйстве человеком, он положил конец различным слухам, не допускал диверсий и хищений, заставлял всех работать добросовестно, создавал доходное предприятие. Так дела шли в гору, благосостояние колхозников улучшалось, кое-кто мог купить себе овцу или бычка.

Тогда в колхозах площади ограничивались несколькими гектарами, тракторы и другая техника были невиданным чудом. Парпишер умудрился довести общую площадь земель до 15 га, увеличил и число людей, тогда как на бумаге за его колхозом числилось всего 5 га. За счет этого в ходе уборки хлопка была достигнута ошеломившая всех рекордная урожайность – по 100 ц/га. При нем батраки, не имевшие никогда и метра земли, обзавелись наделами по 12 соток, построили дома.

В 1937-м колхоз «Тулкин» считался передовым. Парпишер осваивал и прибрежные тугаи, выжигал камыш и разбивал хлопковые плантации. Как-то осенью, осматривая набравшие силу хлопковые коробочки, он сказал: «Бог даст, на днях приступим к сбору!».

Вскоре в селе появились два конных милиционера, велели попрощаться с семьей и следовать за ними. Он, предчувствуя беду, долго прощался с родными и близкими, соседями, затем ушел. Навсегда...

Потом выяснилось, кто-то из завистников написал донос в НКВД о том, что Парпишер – басмач и враг народа. В конце 50-х кто-то из репрессированных, которым посчастливилось вернуться, рассказывал, что в ходе перевозки зэков по морю на барже Парпишер повздорил с охранниками-вертухаями, его закололи штыками и выбросили в воду. Возможно, что ему просто надоело жить. Это было где-то у берегов Сахалина.

В 1942 году его брата Бувамирзу забрали на фронт, а через три месяца пришла «похоронка». После этого Исмоилжон-ота сильно сдал от горя и скончался в 73 года.

Младший брат Парпишера Умаржон за выдающиеся заслуги в благоустройстве Намангана был награжден орденом Ленина, его сын Тургунбой и внук Хабибулло стали строителями. Правнук Лутфулло успешно руководит фермерским хозяйством «Парпишер», которое раскинулось на прибрежных угодьях, когда-то освоенных его дедом. Вот и в этом году он перевыполнил плановые задания по заготовке коконов и зерна, 45 га заняты хлопчатником сорта «Андижа-35».  В плане урожайности ему, конечно, далеко до своего ловкого и предприимчивого прадеда-рекордсмена, но 45 ц/га фермерам вполне по силам.

Вот так потомки бережливого курбаши продолжают дело своего предка, выжившего в огне гражданской войны и сгинувшего в годы сталинского лихолетья.

 Шарифбой СОБИРОВ,

Алтынбек БАЙБУЛАТОВ.