К чему приведет «евроремонт» памятников старины?

В селе Файзиобод Уйчинского района до сих пор помнят святого Девона-бува. Правда, до наших дней дошли отрывочные сведения. По преданию, студент-богослов был родом откуда-то из-под нынешнего Ташкента, много странствовал, прошел пешком по территории Средней Азии несколько сотен километров.

Где-то в районе нынешнего Папа он встретил странника-дервиша, и они шли вместе. По пути им встретился полноводный арык, его спутник свалился в воду и промок до нитки, и парень заставил его надеть свою одежду, а взамен взял его лохмотья. Как знать, может, ему пришлось встретить великого поэта Машраба, но это только предположение, не больше.

Когда святой появился в окрестностях кишлака Файзиобод, его увидели мальчишки и закричали: «Девона келяяпти!». Он остался в этом селе и был едва ли не единственным грамотным человеком, учил детей читать и писать, занимался врачеванием, разбирался в травах и снадобьях.

После его смерти на его могиле был построен мавзолей «Девона-бува» примерно в XVII веке. Он сохранился до наших дней в хорошем состоянии, за что надо сказать огромное спасибо председателю местного колхоза, который построил административное здание и другие постройки, чтобы они заслоняли мавзолей. Так он хотел скрыть его от глаз заезжих чиновников, рьяных атеистов-безбожников, чтобы сохранить святыню до наших дней. За это ему большое спасибо!

Не так давно здесь завершилась реставрация исторического памятника «Девона-бува», и с первого же взгляда творение горе-реставраторов вызывает ужас и сожаление.

Просто посмотрите на это фото, сделанное лет 15 назад, и на фото вверху, где можно увидеть нынешний облик мавзолея. Как уже отмечалось, он выглядел прилично, и здесь не нужно было проводить такой объем работ. Горе-реставраторы постарались в полном объеме освоить выделенные средства до копейки и зачем-то облицевали его кирпичом, вернее, вытачивали из старого николаевского кирпича нечто вроде изразцов, придав ему аляповато-помпезный вид, словно после евроремонта. Спрашивается, зачем?! Тем более, что, по словам специалистов, «реставрация» проводилась за счет местных меценатов.

И зачем нужно было это безобразие? И куда смотрело руководство района, областного управления культуры и инспекции по охране культурного наследия? Неужели хокиму района было трудно бросить беглый взгляд на мавзолей и решить: нужна ли тут реставрация или эти средства можно использовать для восстановления другого исторического памятника?

Понятно, что все это делается ради привлечения иностранных туристов, но ведь и они могут увидеть, что им подсовывают аляповатый новодел. Неужели трудно понять, что наша задача – сохранить объекты культурного наследия для грядущих поколений, как это сделал тот самый председатель колхоза. Он сильно рисковал и запросто мог поплатиться за это должностью и карьерой при Брежневе, а в сталинские годы мог угодить и за решетку или встать к расстрельной стенке.

Кстати, в 1979 году жители по инициативе учителя английского языка школы № 27 Зиёвиддина Ходжаева провели косметическую реставрацию мавзолея, причем использовали только так называемый мусульманский кирпич, который использовался в древние времена, – он квадратной формы и несколько тоньше. Тогда за это учителя уволили с работы.

А теперь получается, что все его усилия пошли даром. И нет никакой разницы, взорвали ли бы мавзолей большевики в 30-х или изуродовали потомки в наше время, первоначальный облик утрачен, исчезла пыль веков. Такой объект вряд ли войдет в перечень объектов ЮНЕСКО и заинтересует иностранных туристов.

Что интересно, он очень похож на вновь отреставрированный мавзолей Абдумоний эшона в селе Ахсы в Туракурганском районе, но там строителям пришлось фактически заново возводить объект, построенный 400 лет назад из сырцового кирпича. Здесь же совсем другая ситуация.

Надо сказать, что это уже не первый объект, пострадавший от неумелых и загребущих рук горе-реставраторов, которым лучше было бы отправиться на заработки или ПМЖ в Россию или другие страны и никогда не возвращаться.

Из-за них уникальные кельи для студентов в медресе «Мулла-Киргиз» в г. Намангане полностью утратили исторический облик, они зачем-то толстым слоем штукатурки покрыли выполненную под расшивку кирпичную кладку, замуровали очаги, которые были в каждой комнате, полностью переделали и старинный портал, где были минареты с винтовыми лестницами. По словам специалистов, благодаря этому удалось украсть 40 тыс. штук старого николаевского кирпича, который и через сто лет высоко ценится на рынке вторичных стройматериалов.

Кстати, зодчий Мулла-Киргиз в 1911 году построил и мечеть «Отауллихонтура». Напомним, старое деревянное здание мечети было построено в первой половине 19-го века еще в эпоху Кокандского ханства, но сгорело при пожаре. Здесь также «отличились» реставраторы, они так усердно шлифовали кирпичную крышу почти уникального по своим размерам купола, что лишили его ребер жесткости.

В свое время архитекторы думали и над тем, чтобы эту жемчужину архитектуры и истории представить перед туристами во всей красе, тогда были снесены многие объекты. Кто-то из хокимов города в слепом рвении заставил снести и универмаг «Заркент», который также входил в список памятников архитектуры и истории. Воистину, заставь кого-то Богу молиться…

В области прилагаются усилия для возрождения археологического памятника «Ахсикент», но прямо в центре города творится форменное безобразие. Так, под угрозой исчезновения и старинное здание по ул. Самаркандской – дом известного мецената и коммерсанта Кодирходжи Эшона, который много сделал для развития нашего города. Сейчас в этом доме находится литературный музей «Олтин мерос», где в ужасных условиях хранятся уникальные книги и материалы о многих наманганских писателях. Был здесь и бесценный Коран. Кто-то из бизнесменов с благословения отцов города решил построить рядом платный туалет и душевую, хорошо еще, что эти объекты не вступили в строй.

Все-таки нам будет очень стыдно перед потомками, если придется о всех этих памятниках и литературных ценностях говорить в прошедшем времени.

Алтынбек БАЙБУЛАТОВ.