Использование чужих товарных брендов преследуется по закону

В областное территориальное антимонопольное управление поступило письмо от ЧП “YUNUSJON”, расположенного в Юнусобадском районе столицы, по поводу того, что в мебельном магазине наманганского ООО “Lider Wood” самовольно используется товарный бренд столичного предприятия - “Mebel House”. Специалисты управления, изучив ситуацию, установили факт присвоения чужого бренда, и вывеска с этой надписью исчезла. Однако такого рода примеров можно привести немало.

 О том, как работают механизмы по защите интеллектуальной собственности, формированию добросовестной конкурентной среды, рассказывает главный специалист отдела по оценке воздействия решений органов местной власти на конкуренцию и пресечению нечестной конкуренции Неъматжон Вохидов.

– В чем причина такого рода правонарушений и к чему это может привести?

– Все-таки наши предприниматели не имеют элементарных понятий в области использования товарных брендов, ответственности за их незаконное использование, относятся к этому весьма легкомысленно. А жаль.

Это может быть чревато весьма серьезными последствиями, в том числе и судебным разбирательством, крупными штрафными санкциями. В СМИ хватает сообщений о такого рода спорах. Напоминаю, по Закону «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» товарные знаки и знаки обслуживания используются в установленном порядке для того, чтобы различать товары и услуги одного юридического или физического лица от аналогичных товаров других юридических и физических лиц.

Владелец товарного знака имеет исключительное право на его использование. Исключительное право может быть передано владельцем этого права другому лицу по договору. Несанкционированное производство, использование, импорт, предложение о продаже, продажа, введение в гражданский оборот каким-либо другим способом, использование для маркировки идентичных товаров для введения в заблуждение потребителей признается нарушением абсолютного права.

– А что делать тем, у кого нет элементарной фантазии для того, чтобы придумать свой бренд, или они по каким-то причинам предпочитают использовать чужой?

– Агентство интеллектуальной собственности при Министерстве юстиции РУз является уполномоченным государственным органом в области охраны товарных знаков и географических названий мест происхождения, и соглашение или лицензионное соглашение о передаче прав на товарные знаки должны быть зарегистрированы в Агентстве. Во избежание перечисленных выше действий, приводящих к недобросовестной конкуренции, необходимо будет получить согласие владельца товарного знака, заключить с ним договор и зарегистрироваться в Агентстве интеллектуальной собственности.

Хотелось бы посоветовать предпринимателям, если вы хотите вести бизнес честно и не нарушать права других, изучайте законодательство, в частности: законы «О свободах предпринимательской деятельности”, “О конкуренции», «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров».

– Что еще делается для формирования честной конкурентной среды?

– В соответствии с указом Президента № 5630 от 14 января 2019 года «О мерах по коренному совершенствованию системы управления государственными активами, антимонопольного регулирования и рынков капитала», постановлением Кабинета Министров от 15 мая 2019 года «Об антимонопольном контроле Республики Узбекистан» и другими документами принимаются меры по реализации единой государственной политики в области обеспечения конкурентной среды на товарных и финансовых рынках.

Надо отметить, что в ходе работы учитываются результаты анализа конкурентной среды, делается упор на предотвращении фактов злоупотребления доминирующим положением хозяйствующих субъектов, «картельных» соглашений и сговоров, выявлении и предотвращении фактов недобросовестной конкуренции. В статье 13 Закона РУз «О конкуренции» приведено четкое понятие недобросовестной конкуренции – это попытка получить преимущество в работе хозяйствующего субъекта или группы лиц в обход закона, это может нанести вред другим хозяйствующим субъектам (конкурентам) и их деловой репутации.

Специалисты управления работают в соответствии с вышеуказанным законом и законодательными нормами, прилагают все усилия для предотвращения недобросовестной конкуренции и защиты интересов предпринимателей.

 Записал Алтынбек БАЙБУЛАТОВ.