ТОЛЧОК, или Вспоминая Хамида Таджибаева

1975 год... Хозяйство у нас было большое. В семье росло семеро детей. Если днём мой ныне покойный отец работал в чайхане напротив железнодорожной станции «Чартак», то по ночам он трудился сторожем на дехканском рынке там же неподалёку. Мой средний брат и я тоже работали и помогали отцу в чайхане.

Однажды папа пришел какой-то радостный, сказал: «А ну-ка, сынок, поздоровайся с этим дядей» и представил меня полноватому, низкорослому незнакомцу в шляпе, что стоял рядом с ним. «Хамидхон-ака, этого моего сына сами обучите. Он закончит школу и приедет к вам в Ташкент», сказал отец. Хамид-ака, которому очень шла улыбка, положил руку мне на плечо и отозвался:

– Какой же класс ты закончил, сынок?

Я засмущался и ответил, что пятый. То ли от того, что ему была под стать его величавость, но я оробел.

– Учись как следует. И непременно после окончания школы поезжай в Ташкент! – в этот момент откуда ни возьмись подъехала белая «Волга», и Хамидхон-ака уехал…

 Шли дни, месяцы, пролетали годы. Осенью 1977 года мой отец серьёзно заболел и умер. О Хамидхоне-аке я ничего не знал. Незадолго до окончания школы мне вспомнилась та наша встреча. Я напомнил о ней старшим братьям.

И вот в 1980 году мы большой компанией отправились к Хамидхону-ака в гости. На меня произвела большое впечатление его творческая «мастерская». В красиво обставленной комнате моё внимание привлекли книги на полках, лампа на столе, а рядом – пишущая машинка и рукописи. А еще на столе лежали две книги под названиями «Скрипка» и «Гуласал». Наконец-то я всё понял. Ведь то был сам Хамид Норматович Таджибаев – журналист, прекрасный переводчик и писатель.

 Окончив школу, я поступил в полиграфический техникум, и учась на первом курсе жил у Хамидхона-ака. Наблюдая, как на рассвете еще до завтрака он что-то печатал в своём кабинете на машинке, я им восхищался. Желание стать таким же творческим человеком, как и он, влекло меня в страну грёз.

А потом, прочитав книгу известного автора Нусрата Ратмата «Я из редакции», я стал еще больше интересоваться журналистикой. В один прекрасный день я поделился со своим наставником планами бросить техникум и поступить на факультет журналистики. И вот тогда Хамидхон-ака сказал мне следующее:

 - Сынок, племянничек (так как у него не было сына, он моментами называл меня так), ты, пожалуйста, не торопись так, окончи техникум, отслужи в армии. Там видно будет. Но одного не забывай, что несладок хлеб журналиста. Подумай как следует еще раз.

А я вдруг стал по-детски упираться:

– Пятеро моих старших братьев отслужили в армии, незачем и мне ехать, – ответил я, и что-то совсем вылетело у меня из головы, что сам Хамидхон-ака служил армии с 1945 по 1953 год, был военным журналистом и писателем.

– У нас в роду не было дезертиров. Что ты такое говоришь!? – ужасно рассердился он.

И вот благодаря тому, что меня вовремя остерегли, напомнили о мужской гордости, я бросил учебу и отправился в армию.

 Это так, и сегодня я очень рад, что эти два серьёзных толчка – в сторону мужской гордости и журналистики – вошли в мою кровь, стали моей натурой. Каждый прожитый мною день я ощущаю, насколько важны эти мужская гордость, совесть, своё место в обществе, и очень за это благодарен.

В большинстве случаев мы забываем простую истину. Эта истина заключается в том, что самые близкие нам люди, родители и наставники – это настоящее сокровище в этом мире. Кто-то это понимает, а кто-то даже не представляет. Если при жизни наших наставников мы получаем радость от возможности научиться у них новому, задать вопрос, то после их ухода мы находим утешение в молитвах за их покой и воспоминаниях.

Мой учитель и наставник Хамидхон-ака никогда не переставал заниматься творчеством, даже в годы работы на следующих ответственных постах в разные периоды его жизни: литературного секретаря газеты «Красный Узбекистан», заместителя редактора, редактора газеты «Физкультурник Узбекистана» в 1958 году, литсотрудника, заведующего отделом в газете «Совет Узбекистони» и в журнале «Муштум» в 1962 году, с 1966 года – секретаря правления Союза журналистов Узбекистана, главного редактора «Узбекдавтелерадио» и прочих должностях в ряде в министерстве и в Президиуме Верховного Совета. Он автор таких сборников повестей, рассказов и очерков, как «Скрипка» (1963 г.), «Девушка с пламенной душой» (1963 г., в соавторстве с А. Мухиддином), «Гуласал» (1965 г.), «Партизан Казбек» (1965, в соавторстве с Р. Рахмановым), «Воля» (1967 г.), «В поисках Саиды» (1967 г.), «Зори солдатские» (1970 г.), «Люди с львиными сердцами» (1972 г.) «Трижды победивший смерть» (1975 г.), «Сын солдата» (1976 г.), «Мужество» (1977 г.), «Память негасимая» (1980 г.) и др.

 После выхода на пенсию Хамидхон-ака Таджибаев, который родился в простой семье из Чартакского района Наманганской области, продолжил свою творческую деятельность, до конца своих дней работал переводчиком.

Если бы сегодня Хамидхон-ака был еще с нами, ему уже исполнилось бы 95 лет. И хотя в его книге «Антология Чартака», которая сравнительно недавно попала в руки читателей, ничего и не говорится о самом Хамидхоне Таджибаеве, то я, вспоминая своего наставника, решил поделиться с вами и представил вашему вниманию, мои дорогие читатели, этот очерк. И пока я его писал, на душе у меня было так светло и спокойно. Быть может то оттого, что душа покойного порадовалась.

 Одилжон ИНАМОВ,

 член Творческой ассоциации журналистов Узбекистана.