Вера, честь и совесть против коронавируса

Участник одной из телепередач (не помню по какому каналу) с горечью подчеркнул мысль о сопоставимости всего, что связано с коронавирусом, с мировой войной. В этом, видимо, нет преувеличения.

И в то же время все каналы нашего телевидения оперативно, ежеминутно и убедительно повторяют нам, что при условии сохранения спокойствия, терпеливости и, главное, неукоснительного соблюдения правил санитарного просвещения, эпидемиологического режима, человечество успешно победит этот опаснейший враг.

Сейчас все лучшие силы нашей литературы, журналистики и искуссства через современные средства информации заняты моральной поддержкой народа в этих непростых условиях. Ставшие за последнее время значительно разнообразнее и целенаправленнее материалы многих каналов республиканского телевидения неустанно взывают к миллионам, призывая их к спокойствию, и в то же время к бдительности в борьбе с невидимым врагом. Таким образом, санитарно-эпидемиологическое просвещение народа поставлено на надлежащий уровень. Чтобы не упустить время, работа всех ступеней системы образования и воспитания по всей стране переведена в режим онлайн. Одновременно все каналы средств массовой информации, телевидения стараются скрасить вынужденный “досуг” населения. Как один из миллионов, к кому обращена вся эта великая забота, я хотел бы выразить свою бесконечную благодарность за всё, что делается для нашего здоровья, благополучия.

Одна из телепередач вызвала моё особое внимание. Об этом и хочу сказать чуть подробнее.

Я не из тех, кто часами, целыми днями может сидеть у телевизора, так как постоянно занят научно-педагогической, творческой работой. В частности, в настоящее время я готовлю к изданию международный сборник научных статей «Содружество языков – содружество культур». Лишь изредка отрываюсь от компьютера для кратковременного отдыха.

Тем не менее, мне повезло: непродолжительные минуты моего отдыха дважды совпадали со временем выступления народного артиста Узбекистана Ёдгора Саъдиева в программе «Наво поможет победить коронавирус». И я с великим удовольствием, упоением, со слезами на глазах слушал его песни. Мои слёзы – это слёзы гордости. Так разновало меня то, что видел на экране. Я с восхищением смотрел на певца, чувство гордости переполняло моё сердце, что у нас, у нашего народа есть такой замечательный деятель искусства. Словно чистой родниковой водой омыло моё сердце. Уверен, что не я один у телевизора испытывал эти чувства, а все, кто смотрел эту передачу.

То, как и что говорил народный артист, свидетельствует о его большом сердце, чистой душе, в которой живёт забота о людях, о народе. Нет сомнения в том, что его слова, пожелания народу в это нелёгкое время, искренни, идут чистого сердца. Эти слова были не выученная артистом очередная роль, а выражение подлинных сыновних чувств к отечеству, выражение поддержки народу в дни великого испытания.

Особенно важно было сказанное Ё. Саъдиевым об «Имоне» (Имон – это вера, честь и совесть вместе взятые). Он сказал, что у кого искренняя, твёрдая вера, не запятнанная честь, чистая совесть, тот по-настоящему силён духом. Трудолюбивый наш народ, будучи искренним в своей вере, чист своей совестью, душой, непременно выстоит в эти тревожные дни.

При этих словах Ёдгор Саъдиев сослался на Комилова, медика по профессии, но имеющего непосредственное отношение и к искусству (К сожалению, я не знаю имени этого замечательного человека; однако, если не ошибаюсь, он сыграл роль в одном из современных узбекских фильмов). По словам Саъдиева, профессор Комилов, присуствовавший в театре во время репетиции, высказывался об Имоне применительно к персонажам конкретной пьесы. Однако не похоже было, что наш артист просто «цитирует» своего собеседника, т. е. чужой текст. Он произнёс эти слова так вдохновенно, с таким пафосом, так страстно, что не остаётся сомнения в том, что это и его собственная мысль, выражение его собственной души…

Моё первое знакомство с вокальным искусством большого мастера драматического театра и кино Ёдгора Саъдиева тоже было телевизионным: лет сорок тому назад в телепрограмме «Когда поют драматические артисты» я услышал песню на газель Нодиры из спектакля «Нодирабегим». Песня потрясла меня. Позже я не раз слушал её в исполнении других певцов, но никакого сравнения с Ёдгором Саъдиевым!

Спустя много лет на Навруз я слышал в исполнении Ё. Саъдиева «Узбекистон – Ватаним» в амфитеатре города Намангана. И надо сказать, что исполнение было достойно этой замечательной патриотической песни, достойно имени его создателя и первого исполнителя - народного артиста Узбекистана Фарруха Закирова.

Следующее моё как зрителя знакомство с Ёдгором Саъдиевым как с певцом имело место года два назад в актовом зале нашего Наманганского госуниверситета. Когда он пел «Кучамдан жонон утканда», на его щеках блеснули слёзы – настолько проникновенно, прочувствованно исполнялась им эта песня.

И вот – новая телевизионная встреча в дни карантина.

Ёдгор Саъдиев пел, надо сказать, очень популярные в народе произведения узбекского вокального искусства, главное – пел вслед именитым исполнителям, народным артистам. Среди них – песни «Сени излаб» и «Ёр кел» Батыра Закирова, а также «Кучамдан джонон утканда» Камолиддина Рахимова. Мы знаем, что немало известных артистов уже брались за исполнение этих уникальных произведений. Однако, при всём моем уважении и любви к ним, скажу: единственно Ёдгору Саъдиеву удалось, если позволительно будет сказать, проникнуть «в душу» этих песен. Мне кажется, Ёдгор Саъдиев даже и не думает состязаться со своими предшественниками, не ставит себе задачу петь, как первоисполнители. Подделать их голоса, чтобы спеть, как они, тем более перепеть таких мастеров просто невозможно. Мы слышим, как почтительно, с любовью говорит Ёдгор Саъдиев о Батыре Закирове, Камолиддине Рахимове, о друзьях-каракалпаках, о тех, кому посвящает свою, как он выразился, «премьеру» на их языке. В этих словах слышатся любовь, бережное отношение и к исполняемым произведениям. Мне думается, что именно любовь к людям, к своему искусству, чувство ответственности перед ним, помогли ему проникнуть в душу лирических героев песен; можно сказать даже, что он сумел перевоплотиться в их образы. Только так можно было передать лёгкую грусть, элегичность этих шедевров узбекского музыкального искусства ХХ века.

 Он пел своим голосом, абсолютно не стараясь быть похожим на кого бы то ни было. У него свой голос, своя манера. Мне кажется, что в этот вечер благодаря Ёдгору Саъдиеву я понял секрет искусства исполнения «чужой» песни, не растворяясь в чужом. У меня создалось ощущение, будто незабвенные Батыр Закиров и Комолиддин Рахимов воскресли в этот день и голосом Ёдгора Саъдиева выражали поддержку своему народу в трудный час.

Можно добавить ещё, имея в виду профессора Комилова: в тот вечер устами Ёдгора Саъдиева выразились мысли и чувства узбекистанской науки и искусства в целом по отношению к нашему народу и ко времени. Мы бодреем от чувства одного, что рядом с нами живут такие люди!

Кадыр НАСЫРОВ,

профессор Наманганского госуниверситета.

2.04.20.