Совершенствовать правовые основы социального партнерства

В нашей стране осуществляются поэтапные реформы в области развития институтов гражданского общества, в том числе сектора негосударственных некоммерческих организаций. Интенсивность процессов реформирования требует от нашего законодательства не просто следовать за этими процессами, а скорее даже опережать их. 
На данный момент Законодательная палата Олий Мажлиса Узбекистана работает над 40 проектами. Один из них предполагает внесение изменений и дополнений в Закон РУз «О социальном партнерстве». Это позволило бы увеличить возможности по широкому внедрению института партнерства в решение социальных задач государства и общества, обеспечение участия предпринимателей в сфере социального партнерства, укрепление правовых основ финансирования деятельности общественных фондов поддержки ННО и других институтов гражданского общества при Жокаргы Кенесе Республики Каракалпакстан, Кенгашах народных депутатов областей и г. Ташкента из местных бюджетов. 
 Так как законодательный проект не был разработан его инициаторами в соответствии с его концепцией, он был отклонен депутатами Законодательной палаты. И здесь я хотел бы выдвинуть свои предложения касательно приведения законодательного проекта в соответствие с его концепцией и дальнейшего укрепления социального партнерства. 
Во-первых, целесообразно не дополнять статью 11 действующего закона («Оказание взаимной поддержки, обмен информацией между субъектами социального партнерства») статьей 11-1, а внести дополнения в часть 1 статьи 11. Причина – формы социального партнерства, приводимые в первой части дополнительно вводимой статьи 11-1, можно выразить посредством дополнения статьи 11 в той части, где говорится: «Субъекты социального партнерства в пределах своих полномочий оказывают взаимную учебно-методическую, информационную, консультативную и организационную поддержку», словами «имущественную, финансовую, материально-техническую» после части фразы «Субъекты социального партнерства в пределах своих полномочий…». Принимая во внимание, что поддержка субъектов социального партнерства предпринимателями и реализация другой формы участия, не запрещенной законодательными актами, на базе заключенного между сторонами соглашения, а также цели и задачи сторон в данном соглашении, приводимые в частях второй и третьей дополнительно вводимой статьи 11-1, нашли свое отражение в статье 10 действующего закона, которая называется «Заключение субъектами социального партнерства соглашений и договоров, разработка и реализация совместных проектов и планов», предлагается не дополнять статью 11 действующего закона статьей 11-1, а ввести дополнения в часть 1 статьи 11 следующим образом: 
Статья 11 часть 1: «Субъекты социального партнерства в пределах своих полномочий оказывают взаимную имущественную, финансовую, материально-техническую, учебно-методическую, информационную, консультативную и организационную поддержку». 
Во-вторых, часть седьмая статьи 18 действующего закона приводится в редакции «Общественные фонды поддержки негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества при Жокаргы Кенесе Республики Каракалпакстан, Кенгашах народных депутатов областей и г. Ташкента платят зарплату членам общественных комиссий и компенсируют расходы, связанные с выполнением ими своих обязанностей в соответствии с их уставами и в пределах их финансовых возможностей». Так исключается вопрос организационно-технического обеспечения деятельности общественных комиссий, и этот вопрос остается открытым, несмотря на его значение для деятельности Общественной комиссии. 
Поэтому предлагается: во-первых, оставить статью 18 действующего закона в ее нынешнем состоянии, а предлагаемую редакцию принять в качестве части восьмой этой статьи; во-вторых, исключить из редакции «…общественные фонды поддержки негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества при Жокаргы Кенесе Республики Каракалпакстан, Кенгашах народных депутатов областей и города Ташкента платят зарплату членам общественных комиссий и компенсируют расходы, связанные с выполнением ими своих обязанностей в соответствии с их уставами и в пределах их финансовых возможностей» (подразумеваются именно члены комиссии, а председатель комиссии, заместители, ответственный секретарь не принимаются во внимание?!), часть фразы «…платят зарплату членам общественных комиссий» (потому что, принимая во внимание, что данная комиссия от своего имени входит в основу общественности, и ее члены работают на разных должностях, а также то, что заработная плата членам общественной комиссии приведет к протесту ННО, платить зарплату членам комиссии нецелесообразно, будто членам парламентской комиссии, упоминаемым в статье 16-й данного закона) и направить средства, предназначенные для выплаты заработной платы членам комиссии, на реализацию целей Общественных фондов, приведенных в части 1 статьи 17. 
В-третьих, принимая во внимание, что в законодательном проекте субъекты предпринимательства в качестве субъектов социального партнерства не упомянуты в части 1 статьи 3 действующего закона, а именно, в описании, данном социальному партнерству, это описание предлагается привести в редакции «Социальным партнерством является взаимодействие государственных органов с негосударственными некоммерческими организациями и другими институтами гражданского общества, а также субъектами предпринимательства в разработке и реализации программ социально-экономического развития страны, в том числе отраслевых, территориальных программ, а также нормативно-правовых актов и иных решений, затрагивающих права и законные интересы граждан». 
 Также предлагается добавить фразу «субъекты предпринимательства» и в часть 2 статьи 3, а именно в норму «Государственные органы, негосударственные некоммерческие организации и другие институты гражданского общества - это субъекты социального партнерства».
В-четвертых, в статьях 23 и 24 4-й главы, которая называется «Права и обязанности субъектов социального партнерства», обозначены права и обязанности ННО и ДИГО, а также государственных органов в сфере социального партнерства. Так как субъекты предпринимательства также вводятся в качестве субъектов социального партнерства, будет целесообразным дополнить данную главу двумя отдельными статьями под названием «Права и обязанности субъектов предпринимательства в сфере социального партнерства». 
В-пятых, в статье 17 Закона «О социальном партнерстве» говорится, что «Общественные фонды по поддержке негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества при Жокаргы Кенесе Республики Каракалпакстан, Кенгашах народных депутатов областей и города Ташкента:
аккумулируют средства, получаемые из местного бюджета и Общественного фонда при Олий Мажлисе, благотворительные пожертвования юридических и физических лиц, иные средства, не запрещенные законодательством». 
Однако, хотя в статьях 69 и 70 Бюджетного кодекса и предусматриваются расходы на поддержку деятельности ННО и других институтов гражданского общества со стороны государства, в статье 71 под названием «Расходы республиканского бюджета Республики Каракалпакстан, областных бюджетов областей и городского бюджета города Ташкента» подобные расходы не предусмотрены, поэтому на практике эта норма закона не работает. Например, даже если в соответствии с законом хоким определенного региона согласится выделить средства из местного бюджета, то финансовые учреждения не выделят этих средств, так как это не предусмотрено Бюджетным кодексом. Поэтому в первую очередь будет целесообразным ввести соответствующие дополнения в статью 71 Бюджетного кодекса. 
Конечно же, все это послужит дальнейшему усилению роли институтов гражданского общества в социальной жизни и дальнейшему расширению масштаба их отношений с государством в сфере социального партнерства. 

Зафар ХУДАЙБЕРДИЕВ, 
депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса.