Крутили педали с дедом на пару

Каждое утро житель Намангана Ильхом Парпиев начинает с велосипедной прогулки с внуком Азизбеком. Мальчику очень повезло с дедушкой, который, по сути, на всю жизнь остался таким же мальчишкой в душе. Глядя на подтянутого поджарого человека в джинсах, трудно сказать, что у него уже есть внуки.

Дед научил Азизбека управлять двухколесной машиной, и теперь они вместе катаются на великах, ездят на рыбалку или совершают продолжительные путешествия по районам области, порой выбираются и за ее пределы. Недавно они съездили в Мингбулакский район, осмотрели и преобразившийся памятник истории – городище Ахсикент.

Сейчас Ильхом-ака разъезжает на отличном велосипеде производства ФРГ, а в школьные годы ездил на старом «Орленке». Он катался и на мотоциклах и мопедах, но остался верен велосипеду в силу ряда причин, в том числе и из-за дороговизны бензина.

Велосипеда ему очень не хватало в годы службы в армии. Он служил техником в одной из авиационных частей ВВС на Дальнем Востоке, для обслуживания истребителей Су-17 и МиГ-21 порой приходилось долго идти пешком к месту посадки самолета. Машины выделяли не всегда, чаще всего только для доставки подлежащих замене запчастей и комплектующих, подвески вооружения. Когда он сказал командиру, что велосипеды им не помешали бы, тот отметил, что идея неплохая, но она так и осталась идеей. Кстати, именно с этого аэродрома взлетел истребитель, сбивший в 1982 году ракетой южнокорейский «Боинг», который нарушил границу.

Вообще-то, у молодежи 80-х здоровый образ жизни в крови, то время можно назвать расцветом нетрадиционных видов физкультуры. Судите сами, в 1984-м запретили карате, и поклонники этого вида спорта стали тренироваться дома, в подвалах и где придется. Технику боя они перенимали у великого Брюса Ли и других мастеров единоборств, просматривая в подпольных видеосалонах фильмы с их участием. В свою очередь Арнольд Шварцнеггер и Сильвестр Сталлоне стали кумирами тех, кто качался с железом. Наш герой также попал под влияние моды на восточные боевые искусства, занимался для себя.

Вообще-то, у них с внуком масса увлечений: Ильхом-ака занимается еще и птицеводством – разводит утят и цыплят, да и вообще не сидит без дела, вечно что-то мастерит, много читает. Любовь к книгам ему привил его отец – известный журналист Мухаммаджон Парпиев, который много лет проработал в различных изданиях. Ильхом-ака и внука воспитывает в том же духе, заставляет читать, учит русскому языку. Он по профессии работник торговли старой формации, знает, что языки открывают большие возможности.

– В армии мне прямо сказали, что в авиацию я попал благодаря физической подготовке и знанию русского языка, к которому я всегда относился с уважением. Тогда в городе было много русских и представителей других национальностей, среди которых у меня было много друзей, – говорит И. Парпиев. – Работая на рынке «Чорсу», я не раз видел здесь иностранных туристов, с которыми можно было пообщаться на русском языке. Они все потребители опытные, и чтобы им что-то продать, надо основательно расхвалить товар. В общем, нужен подвешенный язык. У угрюмо молчащего продавца они могут ничего и не купить.

Мы с внуком стараемся больше читать, «Наманганскую правду» я читаю с детства, отец приучил, меня привлекают материалы на спортивные темы, их интересная подача. Однажды с интересом прочитал статью «Велосипед в погонах» о воинах велосипедных войск.

В ближайшее время мы с внуком собираемся поехать в Андижан, осмотреть город. Только бы быстрее карантин закончился.

Алтынбек БАЙБУЛАТОВ.