«Есть женщины...»
В этом году ровно 145 лет как познакомились будущие супруги – Владимир Петрович Наливкин и Мария Владимировна Сартори. В. П. Наливкин остался в истории как русский этнограф, исследователь Средней Азии, автор первого узбекско-русского словаря, автор «Краткой истории Кокандского ханства» и «Очерка быта женщины оседлого населения Средней Азии». И сегодня к его трудам обращаются историки, этнографы, географы.
«Очерк быта женщины оседлого населения» был написан в период, когда семья Наливкиных проживала в Нанае тогдашнего Наманганского уезда.
И вот спустя почти 140 лет участники клуба «Очарованный странник» при Русском культурном центре Наманганской области совершили две экспедиции в село Нанай по следам этого очерка.
Книга начинается с описания месторасположения, ландшафта, базара Ферганской долины. И сегодня, спустя полтора столетия Ферганская долина утопает в зелени фруктовых деревьев, орошаемых арыками, которые столь подробно описаны в очерке. Жители долины занимаются в основном земледелием.
Базары так же ломятся от изобилия сочных фруктов и овощей. Все так же можно услышать в жаркий базарный день звонкий голос продавца, который зовет утолить жажду ледяным щербетом или же бузой. В чайхане стоит ароматный запах плова и шашлыка. Сократилось количество ремесленных изделий, так как ремесло вытеснила почти полностью индустрия. Дома уже не глинобитные, а построены из современных материалов, нет деления на мужскую и женскую половин?.
Особое место в хронике занимают образ жизни, окружение узбекской женщины. Благодаря этой хронике спустя почти два столетия мы можем сравнить, увидеть, как поменялось отношение к женщине. Сегодня женщина – полноправный член общества, имеющий право голоса на выборах, право получать образование, работать по выбранной профессии, заниматься бизнесом, политикой, творчеством, наукой. Хуриниссо Усманова – кандидат филологических наук, Саломатхон Каримбердиева – кандидат исторических наук, Ойжамол Абдиева – кандидат биологических наук. Этих трех женщин-ученых объединяет то, что они родились в Нанае.
Читая строки из книги четы Наливкиных, все больше начинаешь ценить современное положение женщины в обществе. Ведь в очерках прослеживается история, путь узбекской женщины от старого мира в новую эпоху. Географическое общество высоко оценило это произведение. Было много изданий о географическом положении Средней Азии, о ее богатствах, земледелии, исторических местах, но не было сведений из закрытого завесой внутреннего мира «ичкари». Ведь именно Мария Наливкина была источником ценных сведений о жизни женщин, потому как ее супруг попросту не был бы допущен на женскую половину домов. В Нанае нам аксакалы рассказали, что, покидая село, Наливкины раздали свои земли местному населению бесплатно.
По окончании экспедиции в Нанай я не раз мыслями возвращаюсь к Марии Владимировне. Когда-то она была воспитанницей Смольного института благородных девиц, где учили не только вышивать, вести хозяйство, поддерживать беседу, но и быть верным соратником своему избраннику. Она не только приняла его идею «хождения в народ», сменив светское платье на паранджу, но и помогла воплотить идею супруга, продав свои драгоценности. Ее не испугали иной климат, иная культура, другой язык и другая религия. Наверное, по-иному и не могло быть. Провожу аналогию с женами декабристов. Они даже получили невозможное – возможность развестись, но стремление идти вслед за своим супругом в истории остался как пример героизма женщин.
Теперь расскажу вам подробно, друзья,
Мою роковую победу.
Вся дружно и грозно восстала семья,
Когда я сказала: «Я еду!»
(Н. Некрасов, поэма «Русские женщины», основана на записях Волконской).
Мария Сартори (Наливкина), как и жены декабристов, служит символом семейного очага. Может, поэтому, когда речь идет о русских женщинах, сразу вспоминаются строчки из поэмы Николая Некрасова «Мороз Красный нос».
В игре ее конный не словит,
В беде – не сробеет, – спасет;
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет!
Самоотверженность, верность и есть секрет семейного счастья. И можно сказать, что чем больше внимание уделяется женщине, тем сильнее народ.
Эъзоза Каримова,
член клуба юных журналистов «Очарованный странник»
при Русском культурном центре Наманганской области.