Поэт эпохи Худоярхана

В музее Эрмитаж (Санкт-Петербург) хранится редчайшее издание произведений туракурганского поэта и государственного деятеля Муллы Шамса Шавкий Намангоний, которого можно поставить в один ряд с такими корифеями литературы, как Исхокхон тура Ибрат, Нодим Намангоний, Хайрат Туракургоний, Хазиний, Нисорий.

Его творчество живет и по сей день. В числе шлягеров известной узбекской певицы Муножат Юлчиевой много песен на его стихи. Творчество поэта изучал и ныне покойный ученый-литературовед Алижон Халилбеков, а облик его запечатлел художник Алижон Турдалиев. Он дружил с великим русским исследователем Востока В. П. Наливкиным и другими.

Мулла Шамс Шавкий Намангоний родился в селе Калвак, учился в медресе в Шаханде, много лет был в числе приближенных кокандских ханов Мухаммада Алихона и Худоярхана. После ликвидации ханства до конца своей жизни учил детей в школе, научил грамоте не одно поколение сельских ребятишек, занимался творчеством и ткацким ремеслом. Прошло уже 150 лет со дня его смерти, но его и сейчас вспоминают с уважением.

- У нас дома бережно хранятся книги, старинные перья, чернильница и другие личные вещи поэта, - говорит его потомок в четвертом поколении Исмоилжон Лутфиддинов, много лет бывший имамом в сельской мечети. - Мы стараемся сохранить имя нашего предка для грядущих поколений...

 Есть еще один человек, прилагающий все силы для сохранения памяти поэта, - это представитель международного фонда "Олтин мерос" Рахмонберди Рахимов, усилиями которого сохранены и восстановлены многие исторические памятники в районе. В их числе и мавзолей Ахмад-вали в Шаханде, Абдумоний Эшонкалона в Ахси, соратника великого военачальника Жалолиддина Мангуберди - Ёвгочботира, который героически сражался против монголо-татарских полчищ. Рахмонберди-ака - выдающийся краевед, наизусть знает биографию великих земляков, местонахождение различных достопримечательностей.

Правда, порой его деятельность чем-то смахивает на битву Дон-Кихота с ветряными мельницами, ему часто приходится обивать пороги многих инстанций, уговаривать, доказывать, проводить экспресс-уроки истории для несговорчивых чиновников.

- Мне не безразлична судьба любого исторического памятника, мне тяжело смотреть на то, что они порой пропадают. Мне очень жаль, что снесли музей памяти и почестей, который простоял здесь более 40 лет, убрали и стоявшие здесь памятники матери и солдату. Я рад, что именем последнего защитника Дома Павлова в Сталинграде Камолхона Тургунова названа улица в его селе, - говорит Рахмонберди-ака.

Он не раз обращался к прежнему руководству района с просьбой оказать помощь в благоустройстве места погребения Муллы Шавкий и увековечивания его памяти, но так и не достучался ни до кого.

- Недавно я был на приеме у хокима района Зулайхо Махкамовой, меня она приняла очень хорошо, выслушала. Я надеюсь, что дело сдвинется с мертвой точки. Есть еще одна проблема: недавно при пожаре сгорели и пришли в негодность постройки станции защиты растений, которые расположены на территории мемориального комплекса "Хожи Ахмад Вали" в Шаханде. Было бы целесообразно перевести этот участок на баланс комплекса, что позволило бы создать надлежащие условия для паломников. Думаю, что и этот вопрос решится положительно. Тем более что наш Президент в ходе визита в Наманган особое внимание уделил сохранению культурного наследия. Надеюсь, что теперь все наболевшие вопросы будут решаться быстро и легко, - заключает краевед.

 Алтынбек БАЙБУЛАТОВ.