Избавимся ли мы от засилья «Дамасстана»?

Очередное распоряжение хокима области, нацеленное на улучшение транспортного обслуживания населения, усиление роли общественного транспорта, обеспечение безопасности пассажирских автоперевозок, призвано пресечь незаконную деятельность частных автоизвозчиков, из-за которых наш город гости из соседних областей прозвали «Дамасстаном».

Так, согласно документу создана областная рабочая группа по упорядочению пассажирских автоперевозок, есть и постоянные рабочие группы по пресечению движения «диких» автоизвозчиков, которые закреплены за наиболее оживленными районами города.

Более подробно о работе в этом направлении рассказывает заместитель начальника Наманганского областного управления транспорта Абдугаффор Бекзаматов:

– Надо сказать, что рейды и другие мероприятия по пресечению дикого извоза проводятся изо дня в день. В этой работе участвуют группы в составе сотрудников УБДД, Национальной гвардии, налоговой службы и других органов, – говорит собеседник. – Практически ежедневно «залетевшие» водители привлекаются к ответственности, платят штрафы. Так, за минувший год проведено 586 рейдов, составлен 5551 административный протокол, сумма штрафов, уплаченных 2722 водителями, – около 2,2 млрд. сумов. Почти 3 тыс. водителей легализованы, то есть они получили лицензию и честно работают.

В январе месяце проведено 128 рейдов, 705 авто оказались на штрафной стоянке, 343 водителя-нарушителя получили лицензии. 135 привлечены к ответственности, сумма штрафов составила 113, 5 млн. сумов. Эта работа продолжается.

Согласно статистике, частным извозом занимаются порядка 20 тыс. человек, среди них число лицензированных автоперевозчиков равно 6 – 7 тысячам, остальные же занимаются этим делом безо всяких документов, фактически мешают нормальной работе общественного транспорта. Мы выдаем объединениям автоперевозчиков лицензии на перевозку пассажиров только на пригородных маршрутах, но они проникают и на городские маршруты, создавая пробки и проблемы. За это мы можем лишить лицензии на 10 дней.

Особенно беспокоит и то, что подавляющее большинство аварий и ДТП происходят по вине водителей «Дамасов». Многие, гоняясь за длинным рублем, попросту не высыпаются и могут уснуть за рулем. Чаще всего извозом занимаются молодые парни, только окончившие автошколу, не имеющие никакого опыта и водительского мастерства.

– Пару слов о других методах воздействия, ведь дикие автоизвозчики занимают нишу, порой не охваченную пассажирскими автопредприятиями.

– Это присущая рыночному обществу конкуренция, в этом случае - со стороны автобусных предприятий, которые встают на ноги, закупают новую технику. Так, недавно создано ГУП «Автотранс Косонсой», поступило 50 новых автобусов «Исузу». По решению правительства 15 % стоимости погашается за счет Министерства транспорта, остальная сумма – за счет кредитов «Ипотекабанка», выданных под гарантии областного хокимията. 14 новых машин поступили и в ООО «Чорток бош бекати», «Грант мезон сервис» и «Элмурод Бекмурод транс». В 2020 году будет закуплено 114 новых автобусов.

В соответствии с рядом постановлений Президента будет приобретено 200 микроавтобусов. В минувшем году за счет банковских кредитов ООО «Сафо автотранс сервис» приобрело 30 таких машин марки «Фотон» производства КНР, а «22-автокорхона» – 25 российских «Газелей».

Ведется большая работа по улучшению качества транспортного обслуживания населения, например, в минувшем году открылись 10 автобусных маршрутов, в этом году планируется открыть еще столько же. Также ведется и реконструкция автостанций, планируется построить 3 новых автостанции, ведется реконструкция имеющихся.

Надо сказать, что сейчас решены вопросы с возмещением убытков пассажирских автопредприятий, благодаря чему у них появилась возможность не повышать стоимость проезда, что также усиливает их позиции и способствует вытеснению диких автоизвозчиков.

 Алтынбек БАЙБУЛАТОВ.