Каждый из нас под защитой

Все мы в ходе повседневной жизни примеряем на себя многочисленные социальные роли – работники, служащие, покупатели, клиенты, пациенты и т. д. Поистине, весь мир театр, и все мы в нем актеры.

Оказываясь в самых разных ситуациях, мы порой очень легко на месте самостоятельно решаем те или иные проблемы, преодолеваем возникающие препятствия. А нередко вдруг сталкиваемся с непробиваемой стеной непонимания, равнодушия, нежелания идти навстречу, вникать в суть дела, попустительства. И вот в данной ситуации помните, на защите законных прав потребителя стоит множество разных организаций. Главное, надо к ним обратиться с заявлением и просьбой о помощи, поддержке.

Случаи из жизни

Когда вполне себе самостоятельный подросток Никита С. вернулся домой с пакетами продуктов и деловито стал разгружать их на кухне, его мама сразу уже по внешнему виду определила, что бутылки с растительным маслом просрочены. И действительно, оказалось, что, судя по маркировке, все сроки давно вышли. Мама предложила сыну самому решить проблему. Никита растерялся: «А вдруг мне не вернут деньги и не захотят поменять товар, скажут, купили, на этом все – товар не подлежит возврату?!». И все же пошел – он ведь уже взрослый. Довольно скоро возвращается радостный с двумя новыми свежими бутылками масла другой фирмы.

Ему даже не пришлось особо ничего объяснять: услышав слово «просроченные», продавцы тут же вызвали старшего, тот извинился и предложил вернуть деньги или обменять товар на качественный по усмотрению покупателя. Проблема решилась в несколько секунд. Уже выходя из магазина, Никита услышал слова хозяина торговой точки: «Срочно уберите партию просрочки с полок. Проблемы нам ни к чему. Нам важно доверие наших покупателей. Как же я просмотрел сроки? Нужно побыстрей коробки с маслом вернуть поставщику». Правильный магазин – адекватные сотрудники.

А вот Дильфузе Н. не повезло. Приобретя в близлежащей аптеке довольно дорогостоящее лекарство, она уже дома обратила внимание, что оно просрочено. Тут же вернулась, обрисовала ситуацию, но… Продавец-провизор сделала вид, что впервые видит покупательницу, и они не торгуют просроченным товаром, и вообще – это не их лекарство, вы ошиблись адресом. Добрая, мягкая по натуре, шокированная такой несправедливостью, молодая женщина так и осталась ни с чем, да и не знала, куда обращаться в подобных случаях (хотя для начала нужно было дождаться хозяина аптеки и поговорить с ним).

Между тем, сам факт продажи просроченных лекарств в аптеке – нонсенс. Требует отдельного разбирательства и даже наказания. Ведь в лучшем случае оно не подействует, а в худшем – может и навредить. Дильфуза же с тех пор взяла себе за правило внимательно смотреть на сроки годности товара – лекарств, продуктов, напитков – до момента покупки. И всегда брать чек. Хотя, кстати, его отсутствие не является поводом для отказа в разбирательстве.

Игнорирование – это уж слишком

Стараясь всегда все делать правильно, никогда не думала, что сама окажусь в ситуации недовольного покупателя. Купила в одной из лавок на рынке «Сардоба» чип и чип-райдер, хотя сразу обратила внимание на отсутствие упаковки, каких-то опознавательных знаков, к тому же его принесли откуда-то с улицы, но на удачу и на доверии совершила-таки покупку. И зря.

Чип не читался нормально, был какой-то нестандартной формы, царапал чип-райдер, проверка по специальной программе указала на ряд недостатков, возможных поломок в перспективе. Пришлось вернуться. Из уважения к продавцам – все стараются заработать, кормят свои семьи – предложила обменять. Но не тут-то было – то одного продавца нет, то другого – подождите, приходите завтра, послезавтра. Обменяли. Но все повторилось – или мне вернули тот же самый чип, или просто вся партия бракованная. На это все ушло две недели. Надоело, наконец, предложила просто вернуть деньги, сказала, что у меня нет времени и желания бесконечно проверять их некачественный товар.

И вот тут они встали в позу, дескать, чип работает и деньги мы вам не вернем. То есть ситуация, когда они взяли деньги – выиграли, а человек остался с бракованным неработающим товаром на руках и потерял деньги, словом – ни с чем, их вполне устраивает? С этого момента они просто стали игнорировать «назойливого» покупателя, выказывая полное равнодушие, заниматься своими делами, обслуживать других посетителей.

Потребовав свой неработающий чип, который они почему-то закинули куда подальше, прямиком направилась в администрацию рынка в надежде на месте разрешить ситуацию. Сотрудников в офисе не оказалось, они в ходе подготовки к открытию после ремонта ул. Кокандской решали организационные вопросы на территории объекта. Сведущий человек посоветовал обратиться в общество защиты прав потребителей, что через дорогу напротив рынка, расположенное на четвертом этаже здания кинотеатра «Машраб». Адрес мне был известен, ведь на страницах нашей газеты мы часто пишем о разных службах, стоящих на защите прав граждан.

Профессионалы высокого уровня

Здесь с пониманием отнеслись к ситуации, с моих слов составили заявление-обращение, записали номер телефона и попросили подождать, быть на связи. Не прошло и получаса, мне позвонили и пригласили прийти в офис общества и забрать деньги. Приглашенный сюда хозяин магазинчика искренне извинялся за свой коллектив и обещал строго поговорить с сотрудниками, которые «неправильно себя повели, чего-то недопоняли», и вернул деньги.

Называть номер лавки и имена продавцов, думаю, не стоит – это не единичный случай. Но урок, как правильно себя вести в той или иной ситуации, когда нарушаются ваши права, куда обращаться, когда исчерпаны все другие возможности, вы, надеюсь, получили.

Наманганский городской исполнительный аппарат Федерации обществ защиты прав потребителей Узбекистана всегда готов прийти на помощь в решении спорных ситуаций (обратиться можно по телефону 94-355-49-02). Здесь работают опытные специалисты с высшим психолого-педагогическим, экономическим и юридическим образованием, досконально разбирающиеся в законах.

– К Дню независимости мы подошли с неплохими показателями. При этом только за шесть месяцев текущего года к нам обратились за поддержкой 153 потребителя, из них 27 – с письменным и 126 – с устным обращением. В пользу потребителей возвращено около 1,37 млрд. сумов неправомочно начисленных средств, – рассказывает начальник отдела правовой защиты Бахром Ибрагимов. – Много жалоб касательно общества «Мусаффо иклим», возврата денег за некачественный товар или услугу и др.

Один только пример. К нам обратилась гражданка Зухра К. с просьбой помочь ей вернуть деньги. В магазине она купила платье стоимостью 650 тыс. сумов, но лишь дома обнаружила брак и несоответствие размера. Продавец отказался принять обратно товар. По результатам разъяснительной беседы в рамках закона с работниками торговой точки вопрос был решен положительно в пользу покупателя, и уже на следующий день ей вернули денежные средства в полном объеме.

Надо сказать, что подобные отделения общества защиты прав потребителей действуют во всех районах области, и каждый в той или иной ситуации может рассчитывать здесь на правовую помощь и поддержку.

Камила МУМИНОВА.